В древности

Название подворья происходит от слова «Крутицы», обозначавшего в древности возвышенности на левом берегу реки Москвы ниже устья Яузы. Княжеское село Крутицы стояло на очень важных для Москвы древних путях, ведущих в Коломну и Рязань.

В XIII веке значительная часть русского населения оказалось в ордынском плену. Для «церковного окормления» русских в Орде по инициативе Александра Невского в 1261 году в столице Золотой Орды Сарай-Бату была учреждена Сарская (Сарайская) православная епархия, впоследствии  она получила название Сарская и Подонская.

Первым её архиереем стал посвящённый митрополитом Кириллом II епископ Митрофан. О деятельности преосвященного Митрофана мы знаем немного. Никоновская летопись под 1269 г. свидетельствует о том, что он добровольно оставил епархию, а на его место был хиротонисан владыка Феогност .

В 1272 году, при сыне Александра Данииле, Сарская епархия основала своё подворье в подмосковных Крутицах, тогда же был освящён первый Петропавловский храм.

Получивший в 1354 г. ярлык на великое княжение Иоанн Иоаннович (Красный)  в своей духовной грамоте завещал значительный вклад «к Святой Богородице на Крутицах, себе в память» (1356). Святой благоверный князь Димитрий Донской повторил подобное распоряжение в своей духовной грамоте 1371 г. Существует предположение о том, что Великий князь Иван II являлся даже ктитором подворья и основателем Успенского храма. Из его завещания видно, что он обеспечивал денежными взносами только три церкви, причём Успенский Храм на Крутицах именуется в их числе первым.

«Святитель Сарайский был наставником и учителем князей, томившихся в Орде, и целых тысячей русского народа, захваченных в плен татарами, и оставшихся в Орде в виде рабов, –  и имел титул Сарского и Подонского; ибо область его простиралась от Чёрного Яра по Хопру и по Дону. Промыслу Божию, посетившему наше отечество несчастием, угодно было устроить так, что Православная вера наша находила себе покровительство в Золотой Орде, у потомков Чингиз-Хана, даже и тогда, как Берки-Хан, первый из золотоордынских ханов, принял ислам. В его столице русское духовенство свободно отправляло богослужение и не было обложено податями; а достоинство Православной веры ограждалось ханским законом, осуждавшим на смертную казнь того, кто будет хулить сию веру» (Цит. по: Иеромонах Леонид (Кавелин). История церкви в пределах нынешней Калужской губернии и калужские иерархи. Калуга, 1876, стр. 56)

В XV веке – с ослаблением Орды и сокращением русского населения Сарая – Сарская епархия также сокращалась. В 1454 году епископ Вассиан перенёс свою кафедру в Крутицы, став первым в истории епископом Крутицким, Сарским и Подонским. Имена «Сара» и «Подон» были воспроизведены в именах окрестных речек (современный Саринский проезд).

Пределы Крутицкой епархии часто изменялись из-за политических и экономических обстоятельств. В период своего расцвета Крутицкая епископия включала в себя почти все города Калужской епархии (кроме Калуги), в Тульской епархии в её состав входили Белев, Одоев, в Смоленской – Вязьма, Гжатск, в Московской – Звенигород и значительная часть уезда. В первой половине XVIII столетия Крутицкая епархия занимала территорию, равную по своим масштабам Франции (550000 кв. км.). Но не только по пространству, но и по количеству церквей Крутицкая епархия была одной из крупнейших в России.

В числе приписанных к Крутицкой епархии монастырей были известная Оптина пустынь, московский Данилов монастырь, можайский Лужецкий, московский Покровский, куда из Вяземского Иоанно-Предтеченского монастыря была переведена учреждённая в 1739 г. в Крутицкой епархии духовная семинария. Для осуществления управления епархией была учреждена консистория с полным штатом.

После перенесения центра епархии в Москву Крутицкие епископы становятся ближайшими помощниками митрополита. Эти права закреплены за ними решениями Московских соборов 1551 и 1581 гг. С учреждением Патриаршества в России еп. Сарский и Подонский Геласий был удостоен сана митрополита. Это определение было вынесено Московским Собором 1589 года: «Быть митрополиту между прочими и близ царствующего града на Крутицах». Митрополиты Крутицкие принимали активное участие в важнейших государственных и церковных делах.

Грозные события смутного времени XVII в. нашли свое отражение и в истории Крутицкого подворья. В марте 1611 г. первое народное ополчение проходило мимо Крутиц по Боровской дороге. В июле 1612 г. второе ополчение Дм. Пожарского и К. Минина также проходило неподалеку от Крутиц. В Успенском соборе подворья ополченцы клялись крестным целованием освободить Москву от иноземных захватчиков или положить свои головы. Главная святыня земли Русской – Успенский Собор Московского Кремля – находился тогда в руках поляков. По существу Успенский собор Крутицкого подворья в эти трудные для Отечества годы приобрёл значение главного (кафедрального) собора России. Князь Пожарский в письме к митрополиту Казанскому Ефрему сообщал:

«За приумножение грехов всех нас православных христиан Вседержитель Бог нам по своему праведному наказанию совершил ярость гнева Своего в народе: угасил два великая светильника в мире отъят от нас главу Московского Государства (...) и пастыря и учителя словесных овец стада Его Святейшаго Патриарха Московского и всея Руси... и ныне немала нам скорби надлежит, что под Москвой вся земля в собраньи, а пастыря и учителя в ней нет. Едина Соборная Церковь Пречистыя Богородицы на Крутицах…». Заступничеством Божией Матери и святых угодников Божиих и на этот раз земля Русская освободилась от гнёта иноземных завоевателей.

В 1665 г. было начато строительство нового, каменного, здания соборной церкви с двумя престолами: Петра и Павла (нижним, зимним) и верхним – в честь Успения Богородицы. Закончилось строительство в 1689 году, собор Петра и Павла освящён был в 1699 году, в главный Успенский престол (верхний летний храм) был достроен в 1700 году.

В XVII веке во владениях Крутицких митрополитов находились слобода Дубровка (1-я Дубровская улица), слобода Арбатец (Арбатецкая улица), Крутицкая слобода, Калитники и село Кожухово. Расцвет Крутиц связан с митрополитом Павлом II (1664-1676). Именно при Павле завершается строительство Митрополичьих палат на месте старого Успенского собора и начинает строиться новый собор. В восточной части подворья был устроен сад с фонтанами – один из первых декоративных садов Москвы. К саду примыкал небольшой огород. Митрополит Павел основал здесь учёное братское просветительское общество и богословскую школу. Крутицкое подворье стало излюбленным местом пребывания патриархов. Крутицы также были местом заточения протопопа Аввакума.