В четверг 5-й седмицы Великого поста епископ Истринский Серафим совершил утреню с чтением Великого покаянного канона св. прп. Андрея Критского

В четверг 5-й седмицы Великого поста председатель Синодального отдела по делам молодежи епископ Истринский Серафим совершил утреню с чтением Великого покаянного канона св. прп. Андрея Критского и жития св. прп. Марии Египетской в Свято-Успенском соборе Крутицкого Патриаршего подворья.

Его Преосвященству сослужило духовенство храма, песнопения исполнил мужской хор под управлением регента Евгения Ахмадиева. Молитвенное участие в Богослужении приняли прихожане и гости Крутицкого подворья.

По окончании Богослужения Владыка обратился к пастве с архипастырским словом, в котором отметил:

«В четверг 5-й седмицы Великого поста на утрени полностью прочитывается Великий покаянный канон св. прп. Андрея Критского, а также житие св. прп. Марии Египетской, являющей замечательный образец покаяния и духовного обновления. Данная литургическая практика появилась в IX-XI вв. в память о том, как в 790 г. во время страшного землетрясения в Константинополе монахи обители Св. Патапия вышли на площадь и, боясь быть погребенными под обломками, стали читать покаянный канон.

Мы часто задаемся вопросом, почему сегодня Бог так скоро не слышит наши молитвы, как в древние времена, и не останавливает возникающие будь то природные, социальные или политические бедствия? Например, почему сейчас Господь не возгремит праведным Своим гневом и не поразит безбожников, посягающих на Киево-Печерскую лавру, великую святыню?

Никто не даст на это однозначного ответа, да и этих ответов может быть много. Однако, как кажется, есть некая основная причина. Все мы привыкли к удобствам, к "византийской" парадигме жизни, когда Церковь благоденствует, её уважают, с ней считаются. Однако Церковь Христова родилась в страданиях и с ними связан весь её духовно-исторический путь. Господь говорит нам: "В мире будете иметь скорбь" (Ин.16:33). Очищение, борьба со злом всегда подразумевает терпение. Господь и Бог наш Иисус Христос есть Бог Страдающий, а потому, идя вслед за Ним, каждый из нас, так или иначе, по своим силам и возможностям, призван подражать Ему в страдании: "многими скорбями надлежит нам войти в Царствие Божие" (Деян.14:22).

Но мы расхолодились, боимся скорбей, всячески пытаемся их избежать, стараемся сделать свою жизнь лишённой какого бы то ни было недостатка. Безусловно, это же было свойственно и людям прежних веков. Но сегодня, в силу научно-технических достижений, у нас больше возможностей и больше комфорта, чем у них. Быть может, поэтому Господь и не так быстро избавляет нас от случающихся бедствий, ибо часто наша духовная жизнь подобна словам Второзакония: "И [ел Иаков, и] утучнел Израиль, и стал упрям; утучнел, отолстел и разжирел; и оставил он Бога, создавшего его, и презрел твердыню спасения своего" (Второзак. 32:15)».